Обзор
изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в августе 2020 года
1. Подписан закон, направленный на обеспечение взаимоувязки и согласованности документов территориального планирования всех уровней с документами стратегического планирования
Уточнено, что подготовка документов территориального планирования РФ осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования РФ, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития РФ, стратегии пространственного развития РФ, нацпроектов, межгосударственных программ, госпрограмм РФ, инвестпрограмм субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в ФГИС ТП.
Сокращены сроки согласования изменений в утвержденные документы территориального планирования всех уровней.
Предусмотрена возможность установить в законодательстве субъектов РФ о градостроительной деятельности, что утверждение правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение изменений в указанные документы осуществляются местными администрациями.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года
В дополнение к письму от 29 июля 2020 г. N 29340-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 г.
Указанные индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
3. Экспертиза проектной документации объектов, расположенных на территории двух и более субъектов РФ, отнесена к компетенции органов власти регионов
Это установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Исключение составят объекты, экспертиза проектной документации которых отнесена к полномочиям РФ по иным основаниям, в том числе особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Кроме того, в частности, Федеральный закон исключает обязательность проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, если она не превышает 10 миллионов рублей. Тем не менее, проверка сметной стоимости, не превышающей 10 миллионов рублей, также может быть проведена если это предусмотрено договором.
4. Разъяснены нормы закона, определяющего особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Речь идет о Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он вступил в силу с 31 июля 2020 г.
Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
каких объектов коснутся изменения;
направляется ли проект планировки территории на государственную экспертизу;
какие изменения внесены в порядок проведения экологической экспертизы;
как изменится порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
5. Актуализирован порядок выдачи Минстроем России разрешений на строительство отдельных объектов капитального строительстваГосударственная услуга предоставляется в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, за исключением:
- объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил;
- объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии РФ;
- объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов федеральной службы безопасности;
- объектов обороны и безопасности и объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов государственной охраны;
- автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;
- объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, расположенных на территории свободного порта Владивосток;
- объекта "Строительство транспортного перехода через Керченский пролив";
- гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей;
- объектов инфраструктуры морского порта, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в том числе портовых гидротехнических сооружений;
- подводных линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
- сухопутных линий связи при пересечении государственной границы РФ и на приграничной территории;
- аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень необходимых документов, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
В приложении приведена форма заявления о выдаче разрешения на строительство.
Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
Признан утратившим силу Приказ Минстроя России от 19 мая 2016 г. N 334/пр, которым был утвержден ранее применявшийся регламент, с внесенными в него изменениями.
6. Актуализированы отдельные приказы Минстроя России по вопросам проведения государственной экспертизы проектной документации
В связи с включением в предмет государственной экспертизы проектной документации проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и введением в законодательство о градостроительной деятельности института экспертного сопровождения внесены поправки в:
в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные Приказом Минстроя России от 8 июня 2018 г. N 341/пр;
в форму соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденную Приказом Минстроя России от 28 декабря 2015 г. N 939/пр.
Приказ вступает в силу в установленном порядке, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования Приказа.
7. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года
В дополнение к письмам от 29 июля 2020 г. N 29340-ИФ/09, от 5 августа 2020 г. N 30539-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ.
Указанные индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.